1. Однажды в субботу ему довелось проходить хлебными полями, и его ученики срывали и ели колосья, растирая их руками.
2. Тогда некоторые из фарисеев сказали: "Почему вы делаете то, что незаконно делать в субботу?"
3. Но Иисус сказал им в ответ: "Неужели вы никогда не читали, что сделал Давид, когда он и его люди проголодались?
4. Как он вошёл в дом Бога, и принял хлебы предложения, которые по закону непозволительно было есть никому, кроме одних священников, и ел, а также дал тем, кто был с ним?"
5. И, продолжая, сказал им: "Сын человеческий - Господин субботы".
6. А в другую субботу он вошёл в синагогу и стал учить. И там был человек, у которого правая рука была сухая.
7. Книжники же и фарисеи внимательно следили за ним, не исцелит ли он в субботу, - чтобы найти, как обвинить его.
8. Но он, зная их помыслы, сказал человеку с сухой рукой: "Поднимись и встань посередине". И тот поднялся и встал.
9. Тогда Иисус сказал им: "Спрашиваю вас, законно ли в субботу сделать добро или сделать зло, спасти или погубить душу?"
10. И, оглядев их всех, сказал тому человеку: "Протяни руку". Он протянул, и его рука стала здоровой.
11. Но они, вне себя от ярости, стали обсуждать друг с другом, что им сделать с Иисусом.
12. В те дни он пошёл на гору помолиться и всю ночь провёл в молитве к Богу.
13. А когда настал день, позвал своих учеников и выбрал из них двенадцать, которых и назвал апостолами:
14. Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, его брата, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея,
15. Матфея и Фому, Иакова, сына Алфея, и Симона, которого назвали "ревностным",
16. Иуду, сына Иакова, и Иуду Искариота, который стал предателем.
17. Спустившись с ними вниз, он остановился на ровном месте, и там было великое множество его учеников и огромное множество людей из всей Иудеи, Иерусалима и прибрежной местности Тира и Сидона, пришедших послушать его и исцелиться от своих болезней.
18. И даже те, кого мучили нечистые духи, исцелялись.
19. И весь народ искал возможности прикоснуться к нему, потому что от него исходила сила и исцеляла всех.
20. И, подняв глаза на своих учеников, он стал говорить: "Счастливы вы, бедные, потому что царство Бога - ваше.
21. Счастливы вы, алчущие теперь, потому что вы насытитесь. Счастливы вы, плачущие теперь, потому что вы будете смеяться.
22. Счастливы вы, когда люди ненавидят вас, и когда изгоняют вас, и поносят, и отвергают ваше имя, как злое, за Сына человеческого.
23. Радуйтесь в тот день и ликуйте, ибо вот, велика ваша награда на небе, ибо так же отцы их поступали с пророками.
24. Но горе вам, богатым, потому что вы в полной мере получили свое утешение.
25. Горе вам, кто теперь сыт, потому что вы будете голодать. Горе вам, смеющиеся теперь, потому что вы будете скорбеть и плакать.
26. Горе, когда все люди говорят о вас хорошо, ибо отцы их так же поступали с лжепророками.
27. А вам, слушающим, говорю: не переставайте любить своих врагов, делать добро ненавидящим вас,
28. благословлять проклинающих вас и молиться за оскорбляющих вас.
29. Тому, кто ударит тебя по одной щеке, подставь и другую; и от забирающего твою верхнюю одежду не удерживай и нижнюю.
30. Всякому, просящему у тебя, давай и от взявшего твоё не требуй обратно.
31. И как хотите, чтобы люди поступали с вами, так и вы поступайте с ними.
32. И если любите любящих вас, в чём ваша заслуга? Ведь и грешники любят тех, кто любит их.
33. И если делаете добро тем, кто делает добро вам, то в чём ваша заслуга? И грешники так поступают.
34. Также если даёте взаймы без процентов тем, от кого надеетесь получить обратно, в чём ваша заслуга? И грешники без процентов дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.
35. Но вы не переставайте любить своих врагов, и делать добро, и давать взаймы без процентов, не надеясь получить обратно; и ваша награда будет велика, и вы будете сыновьями Всевышнего, потому что он добр к неблагодарным и злым.
36. Будьте милосердны, как милосерден ваш Отец.
37. Кроме того, перестаньте судить - и никогда не будете судимы: перестаньте осуждать - и никогда не будете осуждены. Отпускайте - и будете отпущены.
38. Давайте - и дадут вам. Отсыплют вам за пазуху меру добрую, уплотнённую, утрясённую и переполненную. Ибо какой мерой мерите, такой отмерят и вам".
39. Затем он также привёл им наглядный пример: "Может ли слепой вести слепого? Разве не упадут они оба в яму?
40. Ученик не превосходит учителя, но всякий, кто полностью обучен, станет как его учитель.
41. Почему же ты смотришь на соломинку, которая в глазу твоего брата, а на бревно, которое в твоём глазу, внимания не обращаешь?
42. Как можешь говорить своему брату: "Брат, позволь вынуть соломинку, которая в твоём глазу", а сам не смотришь на бревно в своём глазу? Лицемер! Вынь сначала бревно из своего глаза, и тогда ясно увидишь, как вынуть соломинку, которая в глазу твоего брата.
43. Ибо не бывает хорошего дерева, приносящего гнилые плоды, как не бывает и гнилого дерева, приносящего хорошие плоды.
44. Потому что всякое дерево узнают по его плодам. Ведь с терний не собирают инжир и с тернового куста не срезают виноград.
45. Добрый человек из доброго сокровища своего сердца выносит доброе, а злой из злого сокровища выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста.
46. Почему же вы зовёте меня: "Господи! Господи!" - а не делаете того, что я говорю?
47. Всякий, кто приходит ко мне, слушает мои слова и соблюдает их, покажу вам, кому подобен:
48. он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на скале. А когда началось наводнение, на дом устремилась река, но не смогла его поколебать, потому что он был хорошо построен.
49. А тот, кто слушает и не соблюдает, подобен человеку, построившему дом на земле, без основания. Когда река устремилась на дом, он тотчас же рухнул, и разрушение дома того было велико".