1. Поэтому нет тебе извинения, человек, судящий другого, кто бы ты ни был! Осуждая других, ты тем самым осуждаешь и себя, потому что ты, судящий, сам делаешь то же.
2. Мы знаем, что на тех, кто этим занимается, есть Божий суд, и суд этот согласен с истиной.
3. Так неужели же ты, осуждая других в том, чем занимаешься и сам, надеешься при этом избежать Божьего суда?
4. Или ты пренебрегаешь великой Божьей добротой, Его снисходительностью и долготерпением, не понимая, что Божья доброта ведет тебя к покаянию?
5. Из-за твоего упрямства и нераскаявшегося сердца ты сам накапливаешь гнев, который обрушится на тебя в день Божьего гнева, когда откроется Его праведный суд.
6. Бог воздаст каждому по Его делам.
7. Тем, кто постоянством в добром деле ищет славы, чести и бессмертия, Он даст вечную жизнь.
8. Но кто ищет своего, кто отвергает истину и следует злу, того ждут гнев и ярость.
9. Каждого, делающего зло, ожидают горе и отчаяние, как иудея, так и язычника.
10. A каждого, делающего добро, ждут слава, честь и мир, как иудея, так и язычника,
11. потому что Бог не отдает предпочтения ни тому, ни другому.
12. Кто грешит, не имея закона, тот вне закона и погибнет, а кто грешит, зная закон, тот по закону и будет судим.
13. Бог признает праведными не тех, кто слушает закон, а тех, кто его исполняет.
14. У язычников нет закона, но если они интуитивно делают, чего требует закон, то они исполняют его, несмотря на то, что у них нет закона.
15. Они показывают тем самым, что требования закона записаны у них в сердце, и об этом свидетельствуют их совесть и мысли, то оправдывающие, то обвиняющие друг друга.
16. Это оправдание праведных произойдет в тот день, когда Бог через Иисуса Христа будет судить все тайные дела и мысли людей; в этом суть Евангелия, которое я проповедую.
17. Возможно, ты называешь себя иудеем, полагаешься на закон и хвалишься Богом;
18. ты знаешь Его волю и можешь определить согласно закону, что хорошо и что нет.
19. Ты считаешь, что ты поводырь слепым и свет для тех, кто заблудился во тьме,
20. что ты наставник глупцам и детям, обладающий законом - воплощением знания и истины.
21. Тогда почему же ты, уча других, не научишь в первую очередь себя? Ты проповедуешь против воровства, а сам крадешь;
22. ты порицаешь супружескую неверность, а сам изменяешь; ты ненавидишь идолов, а сам обкрадываешь храмы;
23. ты гордишься законом, а бесчестишь Бога, нарушая закон.
24. Написано: «Из-за вас бесчестится имя Божье среди язычников».
25. В обрезании есть польза тогда, когда ты соблюдаешь закон, но если ты закон нарушаешь, то в твоем обрезании нет смысла.
26. Поэтому если язычники соблюдают закон, то разве они не будут считаться обрезанными?
27. И тот, кто необрезан телесно, но исполняет закон, осудит тебя, имеющего Писания и обрезанного, но не исполняющего закон.
28. Ведь иудей не тот, кто выглядит иудеем, и настоящее обрезание - не то, которое видно на теле.
29. Нет, настоящим иудеем является человек, который внутренне таков, и обрезание - это обрезание сердца по духу, а не по букве закона. Такому человеку похвала будет не от людей, а от Бога.