1. Нет тебе поэтому, кто бы ни был ты, извинения, коли судишь других; ибо, другого судя, ты ‘ведь и’ себя осуждаешь, потому что и ты, ‘других’ осуждающий, то же самое делаешь.
2. А на ‘всех’, делающих таковое, есть ‘один’, как мы знаем, праведный суд Божий.
3. О человек, не думаешь ли ты, что избежишь этого суда, если сам делаешь то, за что судишь других?
4. Не пренебрегаешь ли ты великой добротой, снисхождением и долготерпением Божиим? Благость Божия ведет тебя к покаянию. Неужели ты сего не разумеешь?
5. Нет, ты в упорстве своем и нераскаянности сердца сам вызываешь на себя ‘всё’ больший гнев, ‘который ты испытаешь’ в День гнева и откровения праведного суда Божьего.
6. Бог воздаст каждому по делам его:
7. тем, кто, предаваясь постоянно добрым делам, стремится найти ‘истинную’ славу, честь и бессмертие, ‘суждена’ жизнь вечная;
8. своевольным же и не покоряющимся истине, предающимся неправде - гнев и ярость.
9. Страдания и муки ждут всякого, кто делает злое: прежде иудея, а затем язычника.
10. Напротив, слава, честь и мир ‘суждены’ каждому ‘человеку’, творящему доброе, - будь то иудей (ему первому) или язычник, -
11. Бог не взирает на лица.
12. Те, которые согрешили, не ведая Закона, вне Закона и погибнут; те же, кто согрешил, зная Закон, Законом осуждены будут.
13. Пред Богом не те праведны, кто ‘только’ слушал Закон - оправданы ‘Им’ будут Закон исполняющие.
14. (Когда язычники, не знающие Закона, следуют его предписаниям по внушению чувства, они, у которых Закона не было, - сами себе закон.
15. Они свидетельствуют тем самым, что требования Закона записаны в их сердцах; о том же говорят их совесть и противоречия в мыслях, которые то осуждают, то оправдывают их.)
16. ‘Это сделается явным’ в тот день, когда Бог, по благовествованию моему, станет судить через Иисуса Христа тайные мысли людей.
17. Но если называешь ты себя иудеем и полагаешься на Закон, если хвалишься Богом
18. и знанием воли Его и если, наученный Законом, имеешь понятие о наилучшем
19. и уверен, что ты поводырь для слепых, свет для ‘блуждающих’ во мраке,
20. наставник для неразумных, воспитатель младенцев, ибо имеешь в Законе воплощение знания и истины,
21. то как, обучая другого, не учишь ты себя самого?! Проповедуешь, что красть нельзя, а сам крадешь!
22. Говоришь, что не должно прелюбодействовать, сам же прелюбодействуешь! Идолов гнушаешься, а храмы грабишь.
23. Хвалишься ты Законом, но, попирая его, не бесчестишь ли ‘тем’ Бога?
24. Из-за вас, как и в Писании сказано, «имя Божие в поношении у язычников».
25. Потому и обрезание только тогда что-то значит, когда ты соблюдаешь Закон, если же нарушаешь его, то обрезание твое - вовсе и не обрезание.
26. Если же, напротив, необрезанный исполняет предписания Закона, то не будет ли он считаться ‘воистину’ обрезанным?
27. И если даже остается он необрезанным по плоти, но ‘во всем’ подчиняется Закону, он ‘по праву’ осудит тебя, нарушающего Закон, хотя бы и знал ты букву Закона и совершил обрезание.
28. Не тот, следовательно, иудей, кто по видимости таков, и обрезание - не один ‘только’ видимый знак на теле.
29. Истинный иудей - это иудей в глубинах души своей; и обрезание его - оно в сердце, в духе оно, а не в букве. И похвалу он получает не от людей, а от Бога.