1. Вера - это твердая убежденность в том, на что мы надеемся, и уверенность в реальности невидимого.
2. Именно за веру ‘свою наши’ праотцы получили одобрение ‘Божие’.
3. Верою познаём мы, что Вселенная сотворена словом Божьим и что ‘всё’ видимое создано из невидимого.
4. Верил Авель, ‘потому и’ принес Богу жертву лучшую, чем у Каина. По вере своей был он признан праведным - Бог подтвердил это, приняв его дары. Верой продолжает говорить ‘нам’ Авель ‘и теперь’, по смерти своей.
5. Верил Енох и был взят ‘на небо’ не познавшим смерти. Никто ‘тогда’ не мог его найти, потому что Бог забрал его ‘к Себе’. Ему и до того, как это произошло, было открыто, что он Богу угоден.
6. Без веры же угодить ‘Богу’ невозможно. Всякий к Нему приходящий должен верить и в то, что Он существует, и в то, что вознаграждает Он тех, кто ‘искренно’ ищет Его.
7. Верил Ной и потому, предупрежденный о сокрытом от его глаз ‘будущем’, исполненный страха Божьего, построил ковчег, дабы спасти семейство свое. Вера его стала приговором миру, а сам он по вере обрел праведность.
8. Верил и Авраам, когда ‘Бог’ сказал ему, чтобы шел он в ту землю, которую должен был унаследовать. Повиновался Авраам и пошел, не зная ‘даже еще’, куда он идет.
9. С верою поселился он как пришелец в земле обетованной и жил там в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же самого обещания.
10. Он жил мыслями о городе, стоящем на прочном основании, ‘городе’, Архитектор и Строитель которого - ‘Сам’ Бог.
11. Верою смог Авраам уже в глубокой старости стать отцом, когда и у Сарры не могло уже быть детей. Знал Авраам, что верен Обещавший.
12. Так от одного ‘человека’, притом не способного к чадородию, произошли потомки столь многие, как звезды на небе, и неисчислимые, как песчинки на берегу моря.
13. Все эти люди верили до самой ‘своей’ смерти. И хоть не получили они ‘при жизни’ обещанного, ‘всё же’ видели вдали ‘исполнение всего’, поэтому радовались и говорили о себе как о скитальцах и пришельцах на ‘этой’ земле.
14. Те, которые так говорят, ‘прямо’ показывают, что живут мечтой о ‘подлинном’ своем отечестве.
15. Если бы они думали о покинутой ими земле, ‘давно’ бы могли вернуться (времени ‘у них было предостаточно’).
16. Но они, ‘мы знаем’, стремились к лучшему - к небесному, а потому и не стыдится Бог называть Себя их Богом. Он и град ‘обетованный’ приготовил им ‘уже’.
17. Верил Авраам, когда подвергся он испытанию и готов был принести в жертву Исаака. Единственного ‘сына’ приносил он в жертву, хотя о нем дано ему было обещание:
18. «Рожденные от Исаака будут признаны твоими потомками!»
19. «Силен Бог, - убеждал себя Авраам, - и из мертвых восставить ‘Исаака’» Он ‘из мертвых’, образно говоря, и получил его.
20. Верил ‘и сам’ Исаак, когда благословлял Иакова и Исава ‘и думал’ об ‘их’ будущем.
21. Иаков ‘тоже’ верил, благословляя перед смертью сыновей Иосифа - он, ‘опираясь’ на посох свой, поклонился ‘Богу’.
22. Вера ‘побудила’ Иосифа упомянуть перед смертью об исходе сынов Израиля ‘из Египта’ и распорядиться о своем погребении.
23. Верили и родители Моисея, скрывавшие его после рождения ‘целых’ три месяца: они видели, что младенец их прекрасен, и не устрашил их царский указ.
24. Верил ‘и сам’ Моисей, когда, став взрослым, отказался называться сыном фараоновой дочери.
25. Быстротечным удовольствиям греховным предпочел он страдание вместе с народом Божиим.
26. Поношение, ‘подобное тому, которое позднее выпало на долю’ Христа, счел он для себя большим богатством, нежели сокровища египетские - ‘в грядущем’ он видел ‘истинное’ воздаяние.
27. Верил он - ‘потому’ оставил Египет, не страшась гнева царского. Был тверд он, словно ‘уже’ видел Невидимого.
28. Он верил - и совершил Пасху. Повелел он тогда окропить кровью ‘двери каждого дома’, чтобы ‘тот, кто’ истреблял первенцев, не тронул их.
29. И израильтяне верили - ‘потому и’ перешли посуху Красное море, египтяне же, вознамерившись сделать то же, были накрыты ‘волнами’.
30. Верили ходившие семь дней вокруг Иерихона - и пали стены его.
31. И Раав, блудница, верила: как своих приняла она ‘израильских’ лазутчиков - и не погибла с теми, кто не покорился ‘Богу’.
32. Нужно ли продолжать? Мне не хватило бы времени, ‘начни я’ рассказывать о Гедеоне, Вараке, Самсоне, Иеффае, Давиде, Самуиле и о ‘других’ пророках.
33. Силою веры своей покоряли они царства, утверждали справедливость, обретали ‘всякий раз’ обещанное ‘им’ и ‘даже’ заграждали пасти львам.
34. Они угашали мощь огня, невредимыми оставались на поле брани, их слабость обращалась в силу. Были они стойкими в сражениях и обращали в бегство армии чужеземцев.
35. ‘Другие’ были воскрешены из мертвых и возвращены своим женам ‘и матерям’ Были и такие, которые не пожелали быть избавленными ‘любой ценой от напастей’, а предпочли подвергнуться мучениям ‘и даже умереть’, чтобы воскреснуть к лучшей жизни.
36. Многие претерпели надругательства и побои, ‘были закованы в’ кандалы и ‘брошены в’ тюрьмы.
37. Их побивали каменьями, (пыткам подвергали), распиливали надвое, умирали они от меча. Стойко перенося ‘все’ лишения, притеснения и муки, они скитались, ‘ничего не имея на себе’, кроме овечьих или козьих шкур.
38. Те, которых не был достоин ‘весь’ мир, скрывались в пустынях и горах, в пещерах и горных ущельях.
39. По вере их Бог засвидетельствовал Свое особое расположение к ним, но ни один из них не вошел в обладание обещанным,
40. и ‘это потому’, что замысел Божий был лучше - он и нас касался: не без нас должны были они оказаться у цели.